|
И ЭТО ВСЕ О НЕМ | |
Дама с камелией:
Александра Маркелова я впервые увидела в спектакле «Королева Чардаша». Это был вообще первый раз, когда я попала в тогда еще Московский государственный театр оперетты. Естественно, до этого я видела музыкальный фильм «Сильва», где роль Бони великолепно играл покойный Виталий Соломин, но когда я увидела спектакль…
Вообще состав случился замечательный, хотя тогда еще я не могла этого оценить в полной мере…
Казалось бы, каскадная пара Бони – Стази всегда на втором месте после пары героев. А здесь внимание приковывалось и к этой паре, едва ли не большее, чем к Сильвии и Эдвину.
И в этом безусловная заслуга Александра. Бони Маркелова – аристократ-мальчишка, повеса, франт, душа компании! Он живет одним днем, живет как в последний раз! В нем столько всего - море юмора и фейерверк обаяния! А сколько куража! А какой драматический талант! А всегдашнее ожидание того, что он сейчас что-нибудь «отколет»!!! Конечно, когда видишь первый раз спектакль, то думаешь, что так и должно быть, и лишь посмотрев уже несколько спектаклей, начинаешь видеть и подмечать даже совсем маленькие нюансы игры артиста…
Чего стоили только сцены из второго действия «Королевы»! Да там каждая сцена – шедевр! Разборки Эдвина с Бони, или когда «законный муж», застав Сильвию в объятиях лучшего друга, слетает с лестницы с диким воплем: «Боже, что видят мои глаза?!», как он отходит от Сильвы перед дуэтом «Помнишь ли ты», и попытка объяснить Стази, что «жена не жена, а просто невеста», ярчайшие дуэты со Стази или грустное «Любовь такая глупость большая» под занавес второго действия…
Не так давно Александр стал играть в «Королеве» Ферри. Ферри Маркелова - благородный пожилой (не могу сказать аристократ, потому как не уверена, был ли Ферри аристократом) джентльмен, грустящий и помнящий свою первую любовь - Цецилию… В нем не угасло светлое чувство к ней, наверное, он пронес его через всю жизнь. Как трогательно они вспоминают с Мишкой о Королеве Чардаша, как спрашивает он у Цецилии, вспоминала ли она о нем… Но вместе с тем, в Ферри осталось много молодости, задора, которые проявляются в танцах с Цецилией и Мишкой. Именно к нему обращается Сильвия за утешением в критический момент, когда ей хочется плакать. Душевная теплота и мудрость Ферри, отеческая любовь к Сильвии, да и к Эдвину, пожалуй, – все это безусловная заслуга дарования Александра Маркелова, который с блеском демонстрирует свой актерский дар.
Мне кажется, что Маркелов ничего не делает наполовину, входя в роль. Если радуется, так на всю катушку, если переживает, то до слез! И это действительно так! А уж если дано ему предстать в образе самодура и интригана графа Кутайсова, так он будет хитер и коварен настолько, что поневоле становится страшно… Хотя наверное как мужчину его можно понять: он мстит женщине, в которую он влюблен или которую хочет, а она променяла его на молодого, никому неизвестного молодого человека, да еще и собственного крепостного, князя «с одного бока»? Никакое самолюбие такого не выдержит, а особенно такого человека, как Кутайсов.
Великолепная «Жженка» - соревнование с Никитой, а как вкусно он говорил Наталье: «Хотите правду вы узнать? Я правду вам могу сказать. Его костюм – подарок мой, он мой холоп, мой крепостной, роль графа я ему сыграть приказал. Недурно он ее сыграл!» или как он оканчивал музыкальную фразу «Быть моей Психеей вы не пожелали, видно я и стар и плох. Так моей холопкой стали, я теперь вам царь и бог»! И на последних словах он уже переставал петь, а произносил эти слова настолько зло и громко, что поневоле понимаешь, что этот человек способен на все – унизить, раздавить, уничтожить! Ему мало причинить боль, нужно идти до конца!
Почему я так часто говорю о том, что он обладает воистину громадным актерским мастерством? В артисте оперетты должно быть все прекрасно, так я бы перефразировала Чехова. А Александр мне интересен больше своей многогранностью своего таланта. Чтобы он ни делал, кого бы ни представлял, ты начинаешь поневоле сопереживать и верить. Тому пример Клоун в бенефисе Светланы Павловны Варгузовой «Женщина и мужчины»… Я видела, как замирали девочки и дамы, сидящие в первых рядах, когда он подходил к ним, исполняя арию о своей любви к Мэри… Какая неподдельная боль была в его глазах, когда Светлана Павловна уходила с Богаченко/Веденеевым, променяв любовь «бедного художника», на то, что предлагал ей «король». Как он переживал, как рассматривал вещи, оставленные дамой сердца, как надеялся на то, что она вернется…
«Женихи»… Наверное, это был один из моих любимых спектаклей. Хотя многие ругали и режиссуру, и само либретто, но тем не менее я старалась не пропускать ни одного спектакля. И каждый раз спектакль был новым. Здесь, мне кажется роль Гробовщика в исполнении Маркелова – одно из ярчайших проявлений его таланта. Все выверено филигранно – и костюм, и грим и поведение персонажа. Филат Игнатьевич Штобышев – гробовщик, недалекий стяжатель, который пойдет все, чтобы окрутить богатую вдовушку, дабы поправить свое финансовое положение, настоящий нэпман. Мне кажется, что я столько в жизни не смеялась, когда видела Маркелова на сцене. Каждое появление на сцене Гробовщика – фурор, несмотря на то, что некоторые сцены могли бы смотреться пошловато, но Александр умеет почти никогда не переступить черту, держаться на грани. Ты ждешь каждую минуту, что «что-то будет». И действительно, Александр Николаевич ни разу ни разочаровал. Великолепная троица – Коледова – Алимпиев – Маркелов – «зажигала» весь спектакль!
Маркиз Форлипопполи из «Мирандолины» не отличается ни умом, богатством, ни благородством, но тем не менее, он пытается покорить хозяйку гостиницы, у которой есть «большие достоинства». Излишняя, гротескная манерность, противненький голосок этого персонажа получаются у Маркелова великолепно. Особенно меня умиляли сцены, когда маркиз вышивал и когда ел курицу. Я даже не подозревала, что столько может нести в себе простое потрясание куриной ножкой! Александр всегда придает значение мелочам, деталям. Все вместе и составляет такое великолепное целое, как полностью законченный образ того героя, в которого сейчас перевоплотился Александр.
Я не преувеличиваю, я именно так чувствую себя, так ощущаю Александра, его героев. Не могу сказать, что я являюсь поклонницей Александра, но когда я вижу его на сцене, я знаю – будет праздник!!!!! Что-то обязательно будет, чего раньше не было, будет как-то по-новому, с изюминкой. Он настолько ярок, индивидуален, многогранен как артист, что просто диву даешься – откуда что берется! Роль, любая роль, будет сыграна так, как умеет и может лишь только один человек – народный артист России АЛЕКСАНДР МАРКЕЛОВ…
Александр – мастер перевоплощения, я не знаю, как у него настолько здорово все получается, но когда я вижу его, мне кажется, что герой – любой герой, кого сегодня представляет Маркелов - именно таким и должен быть, а у всех остальных, кто делает этого персонажа параллельно с ним, уже идет наигрыш. Может быть, другим не хватает мастерства дотянуться до уровня Маркелова, не знаю. Для многих молодых артистов в театре Александр является примером для подражания, а для зрителя – гарантом того, что герои в его исполнении не забудутся никогда.
Назад |