СЛАВА, СЛАВА! 

маркиз Форлипополи - Вячеслав Шляхтов ("Мирандолина")

Фальк - Вячеслав Шляхтов ("Летучая мышь")

Грущу на скучных лекциях, как все студенты я,
Науку грызть охоты что-то нету.
Мне сцена больше нравится, мне нравятся, друзья,
Овации, поклонники, букеты!

Эти слова героя Старой комедии Франкерта Баберлея стали девизом Славы Шляхтова
в еще нежном возрасте задолго до того, как артист Шляхтов произнес их со сцены.
В пятнадцать лет он играл в клубе в родном Петрозаводске, в самодеятельном
театре. Это он оживлял на сцене слов, написанные на бумаге, это ему зрители
кричали Браво! Юношеское воображение рисовало в мыслях картины грандиозного
успеха, имя на афишах, в газетах, на телевидении. Искушение театром было столь
велико, что единственным сопсобом его преодолеть было стать знаменитым актером,
стать звездой. И Слава начал планомерно осуществлять свою мечту.
Первой ступенькой стал Петрозаводский театр кукол. Там он был доверчивым
интеллигентом Крокодилом Геной, старым Отшельником, добрым, сильным, преданным
Артемоном, грустным Пьеро, силачом-кузнецом Илмарииненом... Рассказчик,
соединявший зрителей с кукольными героями, превратился в Калининском ТЮЗе под
руководством тогда еще мало известного Романа Виктюка в благородного Робин-Гуда
и несчастного, но доброго и гордого Чудища. Эти первые годы театральной карьеры
стали для артиста той основой, тем фундаментом, на котором кирпичек к кирпичику
выстраивался театр его таланта.
Вячеслав Шляхтов будучи человеком, богато наделенным актерским талантом, хранит в себе еще один замечательный дар - он талантлив в общении. К нему тянутся коллеги и ученики, режиссеры-постановщики и исполнители. Запас его шуток и хорошего настроения неиссякаем, энергия бьет из него фонтаном, и он способен зарядить всех окружающих положительными эмоциями.
Русоволосый, крупные черты лица, высокий рост, соединение монументальности и подвижности и внешней, и внутренней. Он элегантен, остроумен, блестящ, изыскан в движениях, галантен в обращении, словно всем своим видом превращает собственное имя в возглас, к себе же самому обращенный. Фрак, цилиндр, трость, - он буквально сросся с ними. Кажется, в них превращаются даже цивильные джинсы и свитер. Быстро проговоренная фраза, шутка, острота, отпущенная мимоходом, легкомыслие во всем облике... Но при этом он всегда посмотрит со стороны, отметит, все ли прошло удачно. Взмах руками, полы фрака взлетают вверх, резкий поворот головы, разворот на каблуках, лихой, зажигательный танец следует за куплетами. Он весь в движении - лицо, голова, руки, ноги, туловище, весь как будто на шарнирах - неимоверные прыжки, приседания, изгибы, повороты. Фальк, Бриссар, Бони - классический опереточный простак. Он всегда душа компании, всегда нарасхват, всегда куда-то торопится и всегда куда-то опаздывает. Он не пропускает ни одной вечеринки, ни одного разговора, хватается разрешать многочисленные проблемы друзей и подружек. Своим добродушием, неиссякаемой энергией, умением непременно вляпаться в какую-нибудь историю, выпутаться из нее и помочь окружающим, он несет в себе веселый, жизнерадостный, трогательный и неунывающий дух оперетты. Опереточных простаков Шляхтов в своей жизни сыграл немало, наделив их собственным обаянием, азартом, коронными интонациями и движениями. Сыграл с юмором, а порой и с иронией. Лишь один персонаж отличался от своих собратьев по амплуа - беззаботных князей-шалопаев. В скоморохе Бессомыке абсолютно отсутствовал лоск паркетного шаркуна. Он участвовал в овсех делах не от безделья, а потому что без него не обойтись. Его простецкий, немного глуповатый вид - обман, он чертовски умен и смекалист.
Однако в последнее время все чаще Вячеслав Шляхтов стал играть характерные роли. Здесь диапазон его значительно шире - от трогательных, комичных стариков до жестоких, искусных интриганов и надутых самовлюбленных индюков. Посол великой Гранда Мантаньи в маленьком Париже барон Зетта - умен, красив, остроумен, дальновиден, находчив, предприимчив, непревзойденный дипломат, счастливый супруг молодой красавицы Валентины. Но дело в том, что наличие всех этих замечательных качеств подозревает в нем лишь один человек - он сам. Для остальных же барон Зетта - предмет для насмешек - самовлюбленный глупец, все больше надувающийся от осознания важности собственной персоны в истории мировой дипломатии. Черный бархатный пиджак, жилет расшит бриллиантами, ноги в лаковых сапогах широко расставлены, хлыст щелкает по голенищу. Жесткий голос с разными интонациями и широкая амплитуда резких движений. Барон де Кревельяк - привлекательная внешность, мощь, сила запрятаны в мускулы. Ни одного суетливого движения, ни одного неуверенного слова. В голове зреют коварные замыслы, плетутся интриги. Вячеслав Шляхтов расстался со своими простаковскими образами без особого сожаления. Ему куда интереснее играть характер. Но есть черта, которая объединяет всех его персонажей. Самый большой глупец и самый отпетый негодяй будут интеллигентами до мозга и костей. Это та черточка, частичка характера, которая соединяет актера и его персонаж. Артист оперетты Вячеслав Шляхтов собрал в своем репертуаре имена персонажей, украшающих афиши драматических театров. Он играл героев Островского, Писемского, Булгакова, Моэма, Гольдони...
В течение своей уже достаточно значительной творческой карьеры - а уже только в Московском театре оперетты Вячеслав Шляхтов работает почти четверть века - ему не однажды приходилось играть роли актеров. Наверное, самое интересное - это наблюдать, как филигранно удается Шляхтову отделять себя от персонажа, который играет другого персонажа. Главной ролью в этих "актерских экзерсисах" был и остается Франкерт Баберлей - второе "я" артиста Шляхтова, его театральный, сценический двойник. Бабс - стремительный, веселый и веселящийся актер-любитель, поклонник хорошеньких актрис и театральной славы. Бабс - имя короткое и хлесткое, как выстрел, стоит его произнести, и он тут же явится, "как пуля из ружья". Френкерт Баберлей или, попросту, Бабс появляется в доме приятеля и... незамедлительно оказывается представленным двум очаровательницам в качестве недавно прибывшей из Бразилии тетушки миллионерши Донны Люции Д''Альвадорец. И начинается на сцене калейдоскоп аттракционов, фейерверк перевоплощений и откровенная буффонада. "Дерзость и грация, громовые раскаты и уничтожающее кокетство, взрыв эмоций и светский этикет".
Роль Бабса - роль, с которой Вячеслав Шляхтов не расстанется, наверное, в течение всей своей сознательной сценической жизни, ибо в ней он есть человек играющий, это он сам играет множество ролей своей жизни. Его подкупающая, открытая улыбка, магическое обаяние и неизменное добродушие немедленно развеивают самые зачатки мыслей об отрицательный чертах его характера. Он - человек театра, один из его атомов, а потому никогда не покажутся банальными произнесенные им слова: "Театр - мой дом, моя жизнь!"
(из театральной программки к юбилею В.Шляхтова)

Назад
Дальше

Сайт создан в системе uCoz